Самбекские высоты
x

Памятные даты

Памятные даты
В годы Великой Отечественной войны он несколько месяцев воевал в донском небе. В начале октября 1941 года, когда Южный фронт отступал под ударами танков и мотопехоты Клейста, его МиГ-3 был сбит в Запорожье. Покрышкин смог погрузить свой повреждённый истребитель на грузовик и несколько дней отступал вместе с ним в свой полк, который перебазировался в Ростовскую область (9 октября его 55-й ИАП перелетел в Таганрог). Только в критической ситуации, по приказу старшего командира, лётчик сжёг самолёт и пошёл на прорыв вместе с пехотой. В своей книге «Познать себя в бою» Александр Иванович рассказывал, что в день захвата немцами Таганрога (17 октября 1941 г.) он заночевал в селе Покровском, к которому уже подошли передовые вражеские части, а потом благополучно добрался в Ростов и догнал свой полк в Батайске.

55-й ИАП из Батайска ненадолго перебазировался в Зерноград для отдыха и пополнения, а затем – в район Шахт (полк входил в состав ВВС 9-й армии, державшей тогда оборону севернее Ростова). В тот период войны старший лейтенант Покрышкин стал одним из лучших лётчиков-разведчиков полка и дивизии. С Ростовской оборонительной операцией ноября 1941 г. связан один из самых известных боевых вылетов Александра Ивановича. В тот момент командующий немецкой 1-й танковой группой Эвальд фон Клейст, не добившись успеха в продвижении на Шахты, перебросил мощный танковый кулак в неизвестном направлении. Наша разведка его потеряла. 8 ноября, в тяжелейших метеоусловиях, Александр Покрышкин полетел из-под Семикаракорска на своём МиГе искать исчезнувшие танки Клейста. Под нижней кромкой облаков, на высоте верхушек деревьев он дошёл до Новочеркасска, а потом по железной дороге – до Ростова. В районе Больших Салов лётчик увидел пару десятков вражеских танков, атакующих наши позиции. Но не они были тем бронированным кулаком, который искало наше командование. Пришлось лететь во второй раз. Покрышкин теперь пошёл севернее – в район Генеральского на границе Мясниковского и Родионово-Несветайского районов. Там он сначала обнаружил следы от гусениц, а потом и укрывшиеся за деревьями больше двух сотен танков.

23 декабря 1941 года А.И. Покрышкин получил свою первую награду – орден Ленина. В середине января 55-й ИАП улетает в Ворошиловградскую область и сражается на Донбассе, становится 16-м гвардейским истребительным авиаполком.

Весной, под Новочеркасском в военной биографии А.И. Покрышкина произошёл ещё один интересный эпизод. Как одного из наиболее опытных пилотов-разведчиков его направляют в состав специальной группы майора Телегина, осваивавшей трофейные «мессершмитты» для полётов на разведку в тыл врага. Знакомство с вражеской техникой много дало талантливому лётчику для формирования его новой тактики воздушного боя и максимального использования преимуществ нашей техники.

Трудным для нашей армии летом 1942 года 16-й гв. ИАП снова в Ростовской области: нахичеванский аэродром, Батайск. Потом было отступление на Северный Кавказ, кровопролитная воздушная битва над Таманью весной 1943 г. Александр Иванович Покрышкин вернётся со своим гвардейским полком на нашу землю освободителем. Он будет участвовать в прорыве северного участка «Миус-фронта» в июле и августе 1943 года. В этих боях, 24 августа 1943 г. А.И. Покрышкин станет дважды Героем Советского Союза.
События и анонсы
Посмотреть всё

Партнеры